You are viewing [info]yakobinets's journal

entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
yakobinets - Призрак бродит по России, призрак дебилизма...
yakobinets
[info]yakobinets
Add to Memories
Share
Призрак бродит по России, призрак дебилизма...
С Кургиняном у меня вышла та же история, что и с сериалом Lost. Сперва все вокруг обсуждали, а я не понимал, о чем вообще речь идет. Наконец, приобщился - ну что за фигня...

Я решил не смотреть 100500 видеозаписей, а сразу ознакомиться с программным документом, поскольку жизнь коротка, да и печатный текст воспринимается легче, чем телешоу. Называется документ ПОСЛЕ КАПИТАЛИЗМА Манифест движения «Суть времени» и занимает 43 страницы. 

Сразу обозначу единственное, что мне понравилось: Сталин практически не упоминается. И это правильно: пока мы тут разбираемся, были ли покойный нравственным человеком, в мире всякая фигня творится. О деле надо думать, о современности. Увы, тут Кургиняна никак нельзя назвать хорошим советчиком.

Документ начинается словами "Введение. Концептуальная и экзистенциальная рамка". Уже здорово. Манифест Коммунистической партии, как мы помним, начинался попроще: "Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма". А тут экзистенциальная рамка. То есть, документ явно не рассчитан на широкие слои рабочих, крестьян и прогрессивных оленеводов. Экзистенциальная рамка их отпугнет. С другой стороны, высоколобому небыдлу вряд ли понравятся пассажи вроде "Как говорил великий фламандец Тиль Уленшпигель...". А ведь ещё дедушка Ленин сурово отчитывал тогдашних агитаторов за непонимание, как говорят маркетологи, целевой аудитории. Но вернемся к рамке. Она "очерчивает общую для всех участников политическую, нравственную и экзистенциальную территорию" и стоит на четырех китах:

Принцип №1. Все мы относимся к краху СССР как к личной трагедии.

Раскрывая этот принцип, Кургинян пишет о некоторых загадочных "силах", разваливших СССР и пытающихся теперь развалить Россию, о боли утраты, о том, что "СССР живет в наших сердцах" и о будущем реванше. Вообще, давно вывел для себя правило: если автор пишет о неких "силах", избегая их конкретизировать, на этого автора лучше не тратить времени. Что, блин, за "силы"?! Буржуи, вашингтонский обком, жиды и скубенты, английская королева? Весь дальнейший текст особой ясности не добавляет, хотя в нем постоянно упоминаются "Силы", "Враг" и прочий возвышенный толкинизм. Почему я должен гадать? Это манифест или Жапризо? Представьте, что Маркс писал бы не о буржуазии, а о "силах"...

Принцип №2. Мы хотим знать, почему распался Советский Союз и кто виновен в этой трагедии... Не готовые дать окончательный ответ сегодня, мы дадим его завтра. В русских сказках говорится о семи парах стоптанных железных сапог. Если будет надо, мы стопчем семьдесят семь пар таких железных сапог. 

Само по себе желание найти виноватых понятно, но если оперировать мистическими "силами", то ждать придется действительно до стоптания железных сапог, а ответ в итоге будет каким-нибудь вроде "ситхи".

Принцип №3.  Мы хотим понять еще и то, как можно вернуть утраченное. 

Принцип №4. Без любви разум бессилен. Без разума любовь слепа. 
Но и разума, и любви недостаточно. Мы хотим понимания природы своего 
поражения, понимания путей к победе – не просто для того, чтобы потешить свой 
ум и успокоить сердечную боль. Мы хотим не только понять, как вернуть 
утраченное. Мы хотим это утраченное вернуть. 
Сердце и разум, даже объединившись, бессильны, если нет воли. У нас эта 
воля есть. Мы хотим бороться за то, чтобы вернуть утраченное. Мы не хотим 
экстаза, мы не будем биться в конвульсиях. Мы сможем остудить чувство, не 
потеряв при этом его. Наш разум может и будет брать один барьер сложности за 
другим. 
Но все это для нас – не упражнения души и разума. Нам нужно любить и 
знать для того, чтобы действовать.

Ясно, к Гудвину ребята уже сходили. На этом "экзистенциальная рамка" заканчивается, и начинается рассказ об устройстве "жизни, вселенной и всего остального". 

Надо сказать, что главная особенность кургинянского манифеста - его вненаучность. Не антинаучность, а именно вненаучность. Нельзя же называть антинаучными "Властелина колец" или "Звездные войны". На просто рассказывают захватывающую сказку. В сказке ничто не вытекает логическим образом из каких-то там материальных причин или даже из предыдущих частей сказки. Просто автор так сказал. Есть великая Сила, есть добрые джедаи, есть злые ситхи. Единственное обоснование - Лукас так сказал. Лукас является единственным источником знаний о выдуманной вселенной "Звездных войн", а не нравится - иди смотри другой фильм. У Кургиняна ход истории избавлен от оков причинно-следственной связи, зато подчинен какому-то необъяснимому року: "заканчивается эпоха эльфов, начинается эпоха хоббитов. Я чувствую колебания в Силе..." Иногда становится завидно: наверное, выходя на балкон, Кургинян видит не обычный городской пейзаж, а черные тучи на Мордором и пылающую гору Ородруин. Разумеется, такой подход идет несколько вразрез с марксизмом, но люд вкушает. 
 
"Ведь проект под названием «капитализм» оказался, мягко говоря, очень трудно совместим с Россией как историко-культурной личностью" - смело пишет наш толкиенист. Это, кстати, базовый элемент его эпоса: для разных культур действуют разные законы развития. Европа породила "проект" капитализма и реализовала его на практике, Азия ничего своего породить не может, но смогла заимствовать капитализм от Европы, а у России вообще на капитализм жесточайшая врожденная аллергия, зато есть природный дар коммунизма. Изначальная и абсолютная несовместимость России с буржуазностью, с капитализмом подчеркивается многократно. Кургинян не пытается скрыть махровое мессианство: только Россия (если, конечно, она вернется на свой исконный "исторический путь") может спасти человечество от победы темных сил и окончательной гибели. Иначе наступит конец истории, Адъ, Израиль, трэш, угар и содомия. Поскольку у Маркса ничего такого не упоминается, Кургинян раздвигает тесные ему рамки марксизма, говоря о необходимости соединения Маркса и Вебера. Впрочем, и вместе с Вебером Маркс для Кургиняна узок, так что дальше содомия становится групповой. 

Обозначив великое предназначение России, Кургинян раскрывает причины её нынешнего убогого состояния. В этом месте автор вдруг опускается с высот толкиеновского стиля до низкой арифметики, доказывая, что законным способом (на зарплату) накопить первоначальный капитал в СССР было невозможно, поэтому "все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем"...  Трудно поспорить, хотя Кургинян стыдливо выводит капиталы "спецслужбистского происхождения" из преступно нажитых в отдельную категорию, куда-то "за скобки". Дальше идет подробно описываются отличия "правильной" европейской буржуазии и "неправильной" российской. Это, мягко говоря, не ново, и даже высказанную Кургиняном идею о злонамеренном выращивании именно "плохой" буржуазии темными силами я уже слышал. 

Взявшись за буржуазию, Кургинян начинает смещаться из описательной области в предсказательную. Итак, буржуазия получила легитимность, предложив обществу проект "модерн" (Кургинян сам признает, что с точки зрения марксизма это полная бессмыслица, но тем хуже для марксизма). Проект был, в общем, неплохой, но для России недостаточно хорош - Россия ему сопротивлялась как могла и развивалась по-своему, уникальным способом (даже при царях). И это было правильно, потому что модерну скоро конец. Во-первых, слишком много народу решило модернизироваться, миллиард индустриальных китайцев Земля не потянет, а запад не потерпит. Во-вторых, техника стала слишком развитой и оторвалась от человеков, которые совсем не развивались. В-третьих, модерн не выдумал людишкам какого-нибудь утешения относительно неизбежной смерти, а старые религии больше не работают. Так что эпоха эльфов близится к концу, модерн себя исчерпал. Чтобы ликвидировать его на большей части планеты, ЗОГ придумал и активно внедряет контрмодерн и постмодерн. Скоро будут атомные мировые войны и конец истории, а в России останется сорок миллионов человек, интересующихся только колбасой. Здесь кургиняновский стиль начинает мигрировать от Толкиена в сторону Лавкрафта - появляются бездны, ужасы, мерзости и прочая потусторонняя тьма.

Только Россия может всех спасти. Кстати, Кургинян относит Россию к Западу (что весьма разумно), но к Западу иного рода, "второму Западу". Остальная Европа произошла от Рима, а Россия - от Греции (через Византию). Поэтому Европа нас ненавидит сильнее, чем Азию - родственники, фигле. Как пример и доказательство нашей "особости" Кургинян перечисляет отсутствие уважения к праву, коллективизм, восприятие писателей как пророков и "волю к нахождению светской безутешительности" - на этом список  заканчивается, и автор лукаво сетует, что формат документа мешает перечислить многое другое (хотя до этого вопрос экономии бумаги не возникал ни разу).

Напоследок Кургинян обещает: "Исторический коммунизм отбросил метафизику, высший принцип светского
утешения. Мы восстановим этот принцип в своих правах". И далее: "Мы признаем, что место интеллигенции как прослойки занимает когнитариат как класс, обладающий в XXI веке всеми правами, вытекающими из того, что наука стала полноценной производительной силой... Модерн легитимировал власть капитала. Четвертый проект легитимирует
власть российского когнитариата"
 
Когнитариат, хули. Легитимирует. Экзистенциальная рамка. И этот позор нам пытаются подать как откровение.

Совершенно жалкий, беспомощный и бессмысленный текст. У автора было 43 страницы, чтобы донести до нас свои мысли. Маркс уложился в меньший объем. Кургинян же на 43 страницах умудрился не сказать ничего. Обсуждать этот документ с точки зрения марксизма глупо - Кургинян и сам не претендует - но манифест никуда не годится вообще с любой точки зрения. Он не отвечает ни на один вопрос. Кто противники? Кто союзники? На кого можно опереться? Каковы цели? Каковы методы? Вместо конкретики - слезливые клятвы с разодранием тельняшки на груди и космический эпос про борьбу русского бобра с нерусским ослом. Разннобразный укуренный мистицизм в виде "духовных матриц" и "историософической конкуренции" всяко важнее, чем пошлые вопросы власти и собственности. Нет никакой логики, никакой последовательности. После сорока двух страниц разговоров обо всем на свете ВНЕЗАПНО появляется некий "когнитариат", который до этого нигде ни разу не упоминался, но который будет править Россией. Сюжетный ход в латиноамериканском стиле, но он вполне вытекает из всего остального манифеста - вытекает, конечно, не логически, а стилистически. Кто ещё в сказке может сразить темные силы, как не внезапный принц на белом коне?

Резюмирую: Кургинян - это Мулдашев псевдокоммунизма. Отношение к нему - лакмусовая бумажка для выявления адекватных и неадекватных левых. Экзистенциальная рамка, если хотите.

Tags: , ,

Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
cdissident From: [info]cdissident Date: November 8th, 2011 10:44 pm (UTC) (Link)
текст кургиняна оправдывает только одно - что он послужил причиной написания вашего текста. давно я так не веселился
lord_hadly From: [info]lord_hadly Date: November 9th, 2011 05:15 pm (UTC) (Link)
Всё это грустно очень на самом деле. Особенно для жителей России.
bruja_roja From: [info]bruja_roja Date: November 8th, 2011 11:16 pm (UTC) (Link)

Об инфернальных силах и множестве стоптанных пар сапо

"Послушайте, братья и сестры, историю древних времен..." О таинственных инфернальных силах и множестве стоптанных парах сапог, о сердце, разуме и борьбе есть песня у Тикки Шельен - "История монаха Теодоруса из Гаммельна"
http:/ /rowan.ru/music/mp3/abla/18-ab_latarnae.mp3

Её непременно стОит слушать перед прочтением Кургиняновского манифеста. Или после прочтения. Или вместо ;)
amagnum From: [info]amagnum Date: November 9th, 2011 12:00 am (UTC) (Link)

Re:

Послушал вместо. Отличное начало нового дня.
From: [info]voencomuezd Date: November 8th, 2011 11:31 pm (UTC) (Link)
А, кстати, чем там все в Lost закончилось? Раздували, раздували...
amagnum From: [info]amagnum Date: November 9th, 2011 12:01 am (UTC) (Link)
Им надоело снимать, и его быстро закрыли.
roman_sharp From: [info]roman_sharp Date: November 9th, 2011 12:08 am (UTC) (Link)
Не знаю, кто такой этот Мудлашев.

С тегом "мистический ужас" согласен.
amagnum From: [info]amagnum Date: November 9th, 2011 12:09 am (UTC) (Link)
Лучше Лаумера почитайте. Особенно рекомендую "След памяти", "Сокровища звезд" и "Властелин мира".
amagnum From: [info]amagnum Date: November 9th, 2011 12:39 am (UTC) (Link)
П.С. Это совсем не АИ, это кошерные книжки.

"След" - просто добрая и печальная космическая фантастика,

а "Сокровища" и "Властелин" - про капитализм, тиранию, кораблики, право народа на вооруженное восстание, "Как завести друзей и свергнуть и правительство" и т.д. То что доктор прописал.
zarikus From: [info]zarikus Date: November 9th, 2011 12:20 am (UTC) (Link)
Про Lost - +1, я не смог досмотреть 1-й сезон, про Кургиняно - отлично сформулировано, так скажем мои от него ощущения ты озвучил с эдак 90% попаданием.
baizhi From: [info]baizhi Date: November 9th, 2011 01:46 am (UTC) (Link)
А вы не слабы духом. Но Кургинян даёт как раз то, что нужно его потребителям.
mengele_kun From: [info]mengele_kun Date: November 9th, 2011 06:53 am (UTC) (Link)
Собственно по этому его даже не стоит равнять с прохфессором, который на досуге клепал книжку по мотивам своей специализации.

А вот с Ником Перумовым пожалуй самое то. И ЦеАшка у них одна, хех.
with_astronotus From: [info]with_astronotus Date: November 9th, 2011 04:19 am (UTC) (Link)
Было бы странно предполагать, чтобы адекватно мыслящий коммунист а) прорвался в наши СМИ и б) вызвал хоть какой-то отклик у широкой аудитории.

Коммунизм - наука, лозунгами и мистической "верой в светлое будущее" он не подменяется - тех, кто это сделает, ждала и ждёт печальная судьба СССР. А наше общество делает всё возможное для того, чтобы уйти от науки в мессианство. А тут уж, как в известной оперетке говорил евреям Понтий Пилат, You choose Messiahs by the sackfull! Кургинян же вполне годится на роль Симона Зелота: Keep them yelling their devotions, but add a touch of hate at Rome! - а что ещё надо благодарным слушателям, кроме как знать, что они высокодуховны, избраны и спасены, но "вашингтонский обком" преследовал и будет преследовать их именно за эту светоносную идею.
kazak_marxist From: [info]kazak_marxist Date: November 9th, 2011 05:55 am (UTC) (Link)
"Было бы странно предполагать, чтобы адекватно мыслящий коммунист а) прорвался в наши СМИ и б) вызвал хоть какой-то отклик у широкой аудитории".

Вот-вот, спрашиваешь у курганодрочеров: как мол такое возможно, чтобы такой рэволюционер регулярно появлялся на центральных каналах в прайм-тайм, а они в ответ только презрительно отмалчиваются.
nemvrod From: [info]nemvrod Date: November 9th, 2011 06:56 am (UTC) (Link)
В мемориз. Буду швыряться этой ссылкой в лицо всем кургинеофитам :)
mengele_kun From: [info]mengele_kun Date: November 9th, 2011 07:01 am (UTC) (Link)
Метафизический коммунизм это сильно. Вспоминается Яроврат.

Если же пойти на поводу и рассматривать Манифест в частности и всю деятельность С.Е. вообще как что-то осмысленное в плане социально-экономических наук (что в корне неверно), а не как рекламный документ то получится что С.Е. тупо обслуживает интересы правящих групп.

Не раскрывая как раз вопросы взаимоотношения классов, их трансформации в современном обществе из классических аграриев-пролетариев-буржуазии во что-то другое, вопросы собственности и экономических моделей действующих де-юре и де-факто в странах, блоках и в мире вообще С.Е. как бы говорит нам "Вся власть от бога, каждый сверчок знай свой шесток во имя великой цели и даже если у чувака есть хаммер-хуяммер а у тебя залупа соленая, то вы все равно должны любить друг друга потому что метафизическое светское утешение и российский когнитариат"

Что он собственно и пытается всучить всем желающим.
chaotickgood From: [info]chaotickgood Date: November 9th, 2011 03:13 pm (UTC) (Link)
Да проще все.

Желание коммунистить есть, энергия чтобы писать манифесты есть, а рационального мышления НЕТЪ. Человек искренне пишет то, что думает. А думает о в экзистенциальных рамках, да. О российском когнитариате.

Я, кстати, догадываюсь что они все понимают под обновлением коммунизма. То что надо заменить слова простые на умные.
ammosov From: [info]ammosov Date: November 9th, 2011 07:21 am (UTC) (Link)
А чего непонятно? Все ж предельно ясно. Силы - это жиды, демократы и либералы, а когнитариат - это офисный планктон. Он восстановит СССР, будет пить на работе чай с тортиком, читать фантастику и петь на гитаре песни Щербакова. Все.
furyz From: [info]furyz Date: November 9th, 2011 08:44 am (UTC) (Link)
Самый адекватный ответ на вопрос автора =)
tot_13 From: [info]tot_13 Date: November 9th, 2011 07:58 am (UTC) (Link)
http://che-natalia.livejournal.com/39560.html

:( :'( :"(

Грустно все это.
rexy_craxy From: [info]rexy_craxy Date: November 9th, 2011 08:15 am (UTC) (Link)
yakobinets From: [info]yakobinets Date: November 9th, 2011 08:44 am (UTC) (Link)
Хорошо обозначили экзистенциальную рамку:)
ordui From: [info]ordui Date: November 9th, 2011 08:30 am (UTC) (Link)
Спасибо. Смеялся в голос.

Отличный стёб над шаманскими ритуальными заклинаниями Гуру. Духовная матрица, историософия, когнитариат, экзистенциальная рамка, ептыть. Все умные слова, какие знал, рассказал.
kirrus_owmil From: [info]kirrus_owmil Date: November 9th, 2011 08:39 am (UTC) (Link)
"Экзистенциальную рамку" в мемы)

Спасибо за разбор. Будем пользоваться)
mirvenn From: [info]mirvenn Date: November 9th, 2011 09:04 am (UTC) (Link)
Ну, зачем же Мулдашева обижать?:)
Мулдашев в политику не лезет, врач хороший.А книги его и статьи о горе Кайлас, других цивилизациях и т.п.читала с интересом и удовольствием.
А Кургиняна не понимаю вообще.
chaotickgood From: [info]chaotickgood Date: November 9th, 2011 03:14 pm (UTC) (Link)
<< Мулдашев в политику не лезет, врач хороший.А книги его и статьи о горе Кайлас, других цивилизациях и т.п.читала с интересом и удовольствием.

Тогда вы скорее не понимаете Кургиняна не потому, что он для вас слишком прост, а наоборот.
From: [info]arbinada Date: November 9th, 2011 10:22 am (UTC) (Link)
Я послушал только самую первую видеозапись Кургиняши. Из одного часа там всю суть можно уложить в 10 минут. В принципе, первая серия понравилась, остальное - в топку.
skootin From: [info]skootin Date: November 9th, 2011 10:45 am (UTC) (Link)
> Призрак бродит по России, призрак дебилизма...
По-моему, с этой фразы должны начинаться все современные отечественные коммунистические манифесты.
serg_markov From: [info]serg_markov Date: November 9th, 2011 12:38 pm (UTC) (Link)
Найдите в какой точке находится Кургинян :-)
Россия: % от мирового населения и ВВП
naprimerno From: [info]naprimerno Date: November 9th, 2011 01:22 pm (UTC) (Link)
Буду неоригинален. Очень хорошо, остроумно и справедливо.
Думаю, что обозначение "силы" нужно еще и для того, потому что против неопределенного врага невозможно действовать неопределенным образом - то ли жыдов бить, то ли лазерные мечи ковать, то ли массовой производство святой воды налаживать.
Ну и напоследок: "когда я слышу слово "метафизика" мне хочется схватиться за пистолет".
twinkie_twink From: [info]twinkie_twink Date: November 9th, 2011 01:55 pm (UTC) (Link)
За ствол или за рукоятку?
yuri_p From: [info]yuri_p Date: November 9th, 2011 03:56 pm (UTC) (Link)
1. Полностью согласен с содержанием поста и оценками Кургиняна и его манифеста.

2. Вопрос: Кургинян и его "Суть времени" - это культурное явление или нет?
Говорю к тому, что придется это читать/слушать. А что другое-то предложите?
himmelwerft From: [info]himmelwerft Date: November 10th, 2011 11:39 am (UTC) (Link)
Лучше уж почитать какого-нить Д. Харви, чем слушать-читать Кургиняна. Честное слово. Гораздо более полезное времяпрепровождение. Правда, треба английский.

На русском я совершенно теряюсь, что в последнее время можно "слушать и читать". В России "левая мысль" представляет собой очень плачевное зрелище навсегда потерянных где-то в безвременье между СССР и фашизмом поздней Испании "интеллектуалов". Навсегда потерянных - потому что 20 лет прошли, но ничего нового так и не появилось.
svyatopolk_70 From: [info]svyatopolk_70 Date: November 9th, 2011 05:59 pm (UTC) (Link)

Что бы было

http://www.youtube.com/watch?v=5xhPyEa2qlk&feature=player_embedded
Митинг клуба "Суть времени" 7 ноября 2011
площадь 1905 года
Наверное тоже очень плохо?
svyatopolk_70 From: [info]svyatopolk_70 Date: November 9th, 2011 06:03 pm (UTC) (Link)
И ещё, извините за оффтоп.
Мне тут один по поводу якобинцев, якобы они выступали за имущественное неравенство. Ссылается на? Как специалист по французской революции, что скажете?
"..не нужно было Революции, чтобы мир узнал, что крайнее неравенство имуществ есть источник многих бед и многих преступлений. И тем не менее мы убеждены в том, что имущественное равенство — химера. Что до меня, я считаю, что оно ещё менее необходимо для личного счастья, чем для общественного благоденствия"
himmelwerft From: [info]himmelwerft Date: November 10th, 2011 11:36 am (UTC) (Link)
Лё Кургинян, лё переливание из пустого в порожнее. Увы.
himmelwerft From: [info]himmelwerft Date: November 10th, 2011 11:40 am (UTC) (Link)
После капитализма - лихое название, но сперва нужно все-таки уничтожить покойничка, чтобы такое с апломбом заявлять. Однако галочку за залихватскость можно поставить, даже если она дальше названия и не пошла.
86 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]
profile
yakobinets
Name: yakobinets
calendar
Back May 2012
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
page summary
tags